Білім беру үдерісі

УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В настоящее время исследовательские университеты мирового класса – это не только высшие учебные заведения, дающие качественное образование, интеллектуальное и культурное развитие, но и эффективные формы интеграции образования, науки и производства, создающие для государства конкурентный человеческий капитал. Согласно стратегии развития КазНУ до 2020 г. проведена полная модернизация образовательного процесса, диверсификация учебных программ (бакалавриат–магистратура–докторантура PhD) с целью гармонизации содержания образования с признанными на международном уровне ведущими зарубежными университетами.

В 2012-2013 учебном году в соответствии с направлениями, сформулированными Президентом РК Н.А.Назарбаевым, и с учетом мнения работодателей в КазНУ им. аль-Фараби разработаны инновационные образовательно-профессиональные программы, соответствующие международным стандартам и обеспечивающие приобретение студентами необходимых им профессиональных компетенций, повышающих их конкурентоспособность на казахстанском и международном рынках труда. Для формирования новых учебных планов, которые являются основой любой образовательной программы, проведен детальный анализ Государственных общеобязательных стандартов образования, а также программ Назарбаев-университета и ведущих зарубежных вузов: Cambridge, Oxford, Edinburg, University College London (UCL), Heidelberg Universität, Munchen Universität, Sorbonne, Strasbourg, Massachusetts Institute of Technology (MIT), Harvard, Stanford, Yale и др. На основе проведенного анализа разработаны проекты новых основных учебных планов КазНУ им. аль-Фараби по естественно-техническому и социально-гуманитарному направлениям, в которых учитывается направленность специальностей, обеспечивается междисциплинарность подготовки и компетентностно-модульный подход к формированию содержания обучения.

Разработанные основные учебные планы ориентированы на учет компетентностных требований работодателей, усиление практической подготовки и научной составляющей каждой специальности. В данных программах подавляющее количество кредитов (~90%) выделяется на профессиональный блок дисциплин, который, в свою очередь, состоит из STEM-образующего модуля (STEM – Science, Technology, Engineering, Mathematic), базовых профессиональных (обязательных) модулей, модуля индивидуальных образовательных траекторий и междисциплинарного модуля. При этом на элективные модули индивидуальных образовательных траекторий приходится всего около 25% кредитов, что позволяет усилить базовую профессиональную подготовку.

Перечень элективных дисциплин основан на всестороннем анализе потребностей рынка труда, а также отражает современные тенденции развития науки. Каталоги элективных дисциплин по всем ступеням обучения формируются на трех языках - казахском, русском и английском. Осуществлена содержательная реструктуризация учебных планов специальностей: дисциплины бакалавриата объединены по следующим циклам:

- общие дисциплины (ООД);
- гуманитарные дисциплины (ГД);
- профессиональные дисциплины (ПД).

Разработаны пакеты документов по каждой специальности, до 60 % увеличена доля элективных дисциплин в профессиональном блоке, что дает больше возможностей для индивидуализации обучения в рамках собственной траектории обучения.

В соответствии с программой трансформации Казахского национального университета имени аль-Фараби в исследовательский имеется тенденция сокращения специальностей бакалавриата (за счет педагогических, обеспечивающих подготовку учителей средней школы) с одновременным увеличением специальностей магистратуры и PhD-докторантуры. Так, в 2013-2014 учебному году заканчивается подготовка по 6 педагогическим специальностям.

В рамках реализуемой Программы трансформации университета и перехода от классического типа к новой модели исследовательского в КазНУ им. аль-Фараби проведена работа по повышению научно-педагогического потенциала кафедр посредством их укрупнения и перераспределения специальностей между ними, согласно профессиональным специализациям по подготовке квалифицированных специалистов. При этом отмечена устойчивая динамика роста числа обучающихся по программам послевузовского образования: магистратура и докторантура PhD от общего числа обучающихся. Число специальностей магистратуры и докторантуры вдвое превышает количество специальностей бакалавриата, а университет занимает лидирующее положение среди вузов РК по числу магистрантов и докторантов.