Кафедра языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев

История кафедры языковой и общеобразовательной подготовки иностранцевдепартамента международного образования началась 30 лет назад.В преподавательской инаучно-исследовательской работе кафедры участвуют 5 докторов наук, 14 кандидатов наук — специалистов в области преподавания казахского и русского языков как иностранных, литературы и истории Казахстана.

Преподаватели кафедры регулярно проходят стажировки и повышают квалификацию в вузах Казахстана и России, выезжают за рубеж для участия в международных научных конференциях. Члены кафедры работали в университетах Афганистана, КНР, Южной Кореи, Индии.

Кафедрой заведовали:

к.филол.н., доцент

В.А. Герман

(1985-1987)

д.ф.н.профессор Л. В. Екшембеева

(1987-1998)

доцент Л.С. Торохтий

(1999-2004)

д.ф.н. профессор А. А. Агманова

(1998-1999)

д.филол.н. профессор

Ж.А.Нуршаихова

(2004-2013)

д.филол.н. профессор

Г.К. Ихсангалиева

(2013- по настоящее время)

Основным направлением работы кафедры является языковая и общеобразовательная подготовка иностранцев в зависимости от целей обучения. Языковая подготовка стратифицируется следующим образом:

а) начальный уровень для поступающих в вузы (по госзаказу);

б) начальный уровень для непоступающих в вузы;

в) продвинутый уровень для поступающих в вузы;

г) продвинутый уровень для непоступающих в вузы;

В 1985 году в КазНУ им. аль-Фараби появилась кафедра РКИ (русский язык как иностранный). Для работы на кафедре были приглашены выпускники университета Дружбы народов им. Мориса Тореза (УДН) – С.К. Гайворон, А.В. Друзь, В.В. Кривенко, Е.К. Нурмухамбетов, выпускники МГУ – А.С. Айтпаева, И.Г. Жуламанова, И.В. Кильдюшова, ЛГУ – Т.А. Шуховцова, закончившая аспирантуру в Московском пединституте им. Н.К.Крупской кандидат филологических наук У.К. Валеева, выпускницы Абаканского университета – Л.В. Екшембеева и Киргизского университета – И.И. Сапронова, а также молодые и перспективные преподаватели КазНУ и других вузов Алма-Аты: Л.А. Катаева, Ж.А. Нуршаихова, Е.М. Степанова, Л.С.Торохтий и другие. Состав преподавателей был абсолютно интернациональным.

Выпускники УДН, работавшие на кафедре и специальностью которых был русский язык как иностранный, обучали остальных членов кафедры азам новой методики. Обучение первых студентов, в основном из стран Африки и Юго-востока, и стало начальным шагом в преподавании РКИ нынешних ветеранов кафедры. Если РКИ как научное направление уже существовало в России много лет, для Казахстана оно явилось новым. Его необходимо было развивать в местных условиях дву- и полиязычия при наличии экстралингвистических факторов, связанных с политическими, экономическими, культурными, ментальными и прочими изменениями в жизни республики конца 20 – начала 21 века.

Первой попыткой в создании нового учебника силами кафедры явились «Уроки русского языка для иностранцев» Л.В. Екшембеевой, Ж.А. Нуршаиховой, Е.М.Степановой, Л.С. Торохтий. Учебник получил грант Фонда Сорос-Казахстан в конкурсе учебной литературы по гуманитарным дисциплинам в 1996 г. и был издан в издательстве «Жеті жарғы». Построение этого учебника основывалось на использовании коммуникативной технологии обучения, идущей от интенции через семантику к языковой форме.

Члены кафедры ежегодно работают над изданиями учебных пособий, чтобы ликвидировать дефицит в учебной литературе не только по основному курсу РКИ, но и по аспектному обучению. Авторами этих пособий являются опытные члены кафедры: Айтпаева А.С., Ахмедова А.К., Валеева У.К., Дуйсенбаева Р.И., Ешимов М.П., Каскабасова Х.С., Кильдюшова И.В., Курманова Т.В., Мацко И.В., Молдагалиева Ж.Т., Мусаева Г.А., Нуршаихова Ж.А., Сапронова И.И., Торохтий Л.С., Утебалиева Г.Е., Шуховцова Т.А. В настоящий момент членами кафедры опубликовано более 20 учебников и учебных пособий, используемых на уроках по РКИ, КазКИ и аспектным дисциплинам.

С начала 90-х годов иностранцы начинают проявлять интерес к государственному языку. Это послужило толчком для развития нового направления в казахстанской лингвистике. С этого времени теория и практика усвоения неродного языка иностранцами начинает развиваться на кафедре в двух направлениях – РКИ и КазКИ.

КазКИ – terra incognita – территория неизведанного, которую исследует кафедра языковой подготовки иностранцев, поскольку КазНУ им. аль-Фараби является флагманом высшего образования РК и именно сюда тянутся иностранцы, чтобы изучать государственный язык Казахстана.

С 1994 года изучение казахского языка из фрагментарного перетекло в серьезное русло. Традиционное преподавание казахского языка не подходило в работе с иностранцами, так как оно не предполагало выхода на активную коммуникацию, восприятие и продуцирование казахской речи. Часть проблем была снята в 1998 году с выходом в издательстве «Балауса» учебного комплекса «Хотите говорить по-казахски?», который был создан коллективом казаховедов кафедры под научным руководством Л.В.Екшембеевой. Комплекс получил грант Фонда Сорос-Казахстан в конкурсе учебной литературы по казахскому языку.

В 1999 году в учебном плане кафедры появилась еще одна дисциплина, связанная с государственным языком, – интенсивный курс казахского языка для иностранцев. Для обеспечения учебной литературой этого предмета в 2000 году вышло пособие Ж.А.Нуршаиховой, Г.А.Мусаевой «Бастау». В 2009 году вышел учебник казахского языка (интенсивный курс для иностранцев) Ж.А.Нуршаиховой и Г.А.Мусаевой, который получил поощрительный приз в конкурсе учебников казахского языка, организованного Министерством культуры и информации и Комитетом по языкам РК.

В 2007 году коллективом кафедры полностью обновлены программы по РКИ и КазКИ и выпущен сборник Учебных программ не только по этим дисциплинам, но и по аспектам, изучаемым на подготовительном факультете. Программы по русскому и казахскому языкам, составлены на базе Образовательных Стандартов и приближены к основным положениям Европейского языкового портфеля. Реализованный в программах принцип алгоритмизированной организации материалов обучения РКИ и КазКИ создает широкие возможности для работы в студенческой аудитории. Эти Программы можно охарактеризовать как программы нового типа, разработанные с учетом требований современной прикладной лингвистики и лингводидактики.

В настоящий момент на кафедре сложилась научно-методическая школа по исследованию вопросов усвоения неродного языка. 4 докторские, 9 кандидатских диссертаций можно назвать научно-методической базой усвоения второго языка. Результаты научных работ преподавателей кафедры используются в учебниках, учебных пособиях для иностранцев и на занятиях по РКИ, КазКИ. Коллективные монографии кафедры (2008, 2009), сборники научно-методических трудов (2005-2009), сборник авторских технологий в преподавании языков (2010) являются бесспорным подтверждением научного и креативного подхода в преподавании РКИ и КазКИ коллективом кафедры.

Авторские методики, разработанные преподавателями кафедры, активно используются на занятиях:

  1. структурирование простого предложения на начальном этапе;
  2. алгоритмизированная подача грамматического материала;
  3. использование модулей поведенческих стереотипов, тематических ситуаций;
  4. моделирование коммуникативного пространства;
  5. использование интегративного метода вовлечения инофона в процесс усвоения языка путем активизации его способностей;
  6. интерактивные методики.

Кафедра осваивает наряду с традиционными (ИПК) и новые формы повышения квалификации. В командировках в университетах Афганистана, КНР, Южной Кореи, Индии побывали Бердыева Т.Б., Валеева У.К., Екшембеева Л.В., Жуламанова И.Г., Кильдюшова И.В., Мацко И.В., Нуршаихова Ж.А., Утебалиева Г.Е., Черьязданова Э.К., Шуховцова Т.А.

Для повышения педагогического мастерства молодых преподавателей на кафедре работает научно-практический семинар «Диагностика РКИ и КазКИ» в рамках «Школы молодого преподавателя». На семинаре обсуждаются, в частности, следующие темы: «Проектный метод обучения», «Анализ и оценка урока русского языка в иностранной аудитории», «Технология портфолио», «Применение компьютерных технологий в преподавании РКИ, КазКИ и других дисциплин», «Структура урока», «Создание и использование электронного пособия по русскому языку» и др. Обсуждаемые темы актуальны и являются отражением новых проектов, внедряемых в учебный процесс. Семинары несут в себе обучающую функцию и позволяют обмениваться опытом.