История кафедры

 

История кафедры языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев факультета довузовского образования началась в 1985 году. В преподавательской и научно-исследовательской работе кафедры участвуют 5 докторов наук, 10 кандидатов наук — специалистов в области преподавания казахского и русского языков как иностранных.

Преподаватели кафедры регулярно проходят стажировки и повышают квалификацию в вузах Казахстана и России, выезжают за рубеж для участия в международных научных конференциях. Члены кафедры работали в университетах КНР, Южной Кореи, Индии, Лаоса, Афганистана и др.

Кафедрой заведовали:

к.филол.н., доцент

В.А. Герман

(1985-1987)

д.ф.н.профессор Л. В. Екшембеева

(1987-1998)

доцент Л.С. Торохтий

(1999-2004)

д.ф.н. профессор А. А. Агманова

(1998-1999)

д.филол.н. профессор

Ж.А.Нуршаихова

(2004-2013)

д.филол.н. профессор

Г.К. Ихсангалиева

(2013- по настоящее время)


Основным направлением работы кафедры является языковая и общеобразовательная подготовка иностранцев в зависимости от целей обучения. Языковая подготовка стратифицируется следующим образом:

а) начальный уровень для непоступающих в вузы (А1-А2);

б) продвинутый уровень для поступающих в вузы (В1-В2);

в) продвинутый уровень для непоступающих в вузы (В1-В2);

В 1985 году в КазНУ им. аль-Фараби появилась кафедра РКИ (русский язык как иностранный). Для работы на кафедре были приглашены выпускники университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы (УДН) – С.К. Гайворон, А.В. Друзь, В.В. Кривенко, Е.К. Нурмухамбетов, выпускники МГУ – А.С. Айтпаева, И.Г. Жуламанова, И.В. Кильдюшова, ЛГУ – Т.А. Шуховцова, закончившая аспирантуру в Московском пединституте им. Н.К. Крупской кандидат филологических наук У.К. Валеева, выпускницы Абаканского университета – Л.В. Екшембеева и Киргизского университета – И.И. Сапронова, а также молодые и перспективные преподаватели КазНУ и других вузов Алма-Аты: Л.А. Катаева, Ж.А. Нуршаихова, Е.М. Степанова, Л.С. Торохтий и другие. Состав преподавателей был абсолютно интернациональным.

Выпускники УДН, работавшие на кафедре и специальностью которых был русский язык как иностранный, обучали остальных членов кафедры азам новой методики. Обучение первых студентов, в основном из стран Африки и Юго-Востока, и стало начальным шагом в преподавании РКИ нынешних ветеранов кафедры. Если РКИ как научное направление уже существовало в России много лет, для Казахстана оно явилось новым. Его необходимо было развивать в местных условиях дву- и полиязычия при наличии экстралингвистических факторов, связанных с политическими, экономическими, культурными, ментальными и прочими изменениями в жизни республики конца 20 – начала 21 века.

В 2007 году коллективом кафедры полностью обновлены программы по РКИ и КазКИ и выпущен сборник Учебных программ не только по этим дисциплинам, но и по аспектам, изучаемым на подготовительном факультете. Программы по русскому и казахскому языкам, составлены на базе Образовательных Стандартов и приближены к основным положениям Европейского языкового портфеля. Реализованный в программах принцип алгоритмизированной организации материалов обучения РКИ и КазКИ создает широкие возможности для работы в студенческой аудитории. Эти Программы можно охарактеризовать как программы нового типа, разработанные с учетом требований современной прикладной лингвистики и лингводидактики.

В настоящий момент на кафедре сложилась научно-методическая школа по исследованию вопросов усвоения неродного языка. 3 докторские, 9 кандидатских диссертаций можно назвать научно-методической базой усвоения второго языка. Результаты научных работ преподавателей кафедры используются в учебниках, учебных пособиях для иностранцев и на занятиях по РКИ, КазКИ. Коллективные монографии кафедры, сборники научно-методических трудов, сборник авторских технологий в преподавании языков являются бесспорным подтверждением научного и креативного подхода в преподавании КазКИ и РКИ коллективом кафедры.

Авторские методики, разработанные преподавателями кафедры, активно используются на занятиях:

1. структурирование простого предложения на начальном этапе;

2. алгоритмизированная подача грамматического материала;

3. использование модулей поведенческих стереотипов, тематических ситуаций;

4. моделирование коммуникативного пространства;

5. использование интегративного метода вовлечения инофона в процесс усвоения языка путем активизации его способностей;

6. интерактивные методики.

Кафедра осваивает наряду с традиционными (ИПК) и новые формы повышения квалификации. Так, для совершенствования педагогического мастерства молодых преподавателей на кафедре работает Научно-методический семинар «Традиции и новации в современной методике преподавания дисциплин в иностранной аудитории», на котором обсуждаются, в частности, следующие темы: «Проектный метод обучения», «Анализ и оценка урока русского языка в иностранной аудитории», «Технология портфолио», «Применение компьютерных технологий в преподавании РКИ, КазКИ и других дисциплин», «Структура урока», «Создание и использование электронного пособия по русскому языку» и др. Обсуждаемые темы актуальны и являются отражением новых проектов, внедряемых в учебный процесс.