Научные направления

СЕКЦИЯ ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Направления научно-исследовательской работы кафедры ощего языкознания в фундаментальных, фундаментально-поисковых и прикладных направлениях, отраженные в диссертациях, монографиях, словарях, книгах, брошюрах, учебниках, учебных пособиях, статьях, а также докладах и сообщениях на Международных конгрессах, конференциях и симпозиумах, могут быть суммированы следующим образом:

  • Анализ и описание эпистемологии науки о языке: от общей методологии лингвистической науки и частных методов лингвистического исследования до познания закономерностей ее дифференциации; сосуществования и взаимодействия социолингвистики, психолингвистики, когнитивной лингвистики, контрастивной лингвистики, паралингвистики, лингвосемиотики, интерлингвистики и других интегральных лингвистических дисциплин. Анализ различных лингвистических школ и периодов развития науки о языках с позиций историографии и синтеза идей и др.
  • Лингвистическое источниковедение и палеография. Банк данных тюркских палеографических источников, изучение памятников письменности как источников информации об истории и культуре народа, о развитии языка.
  • Решение проблемы форм и средств воздействия на язык со стороны внешней среды, движущих сил и различных импульсов его исторического развития и изменения. Анализ конкретных форм существования языка в человеческом обществе, его территориальной и социальной дифференциации, языковых контактов и их результатов на макро- и микролингвистическом уровнях. Изучение форм существования языка в разных сферах его функционирования, стратификации языка по разнообразным параметрам, общественных, социально-культурных и эстетических функциях и свойствах языка в синхроническом и диахроническом аспектах, в его неразрывных связях с развитием общества, историей и культурой народов, находящихся в культурном, политическом, экономическом, историческом и пр. взаимодействии. Изучение коммуникативной функции языка в ее многочисленных и многообразных проявлениях с позиций современных теорий языка.
  • Синхроническое и диахроническое описание парадигматических и синтагматических единиц фонетического, фонологического, морфонологического, морфологического, синтаксического и др. уровней системы языка в их взаимосвязи и взаимодействии. Определение и описание особенностей внутренней структурной организации языка и языковых единиц в их сложном взаимоотношении. Описание семантики и прагматики языка. Решение проблемы языковой вариативности и проблемы вариативности единиц языка. Развитие лингвистического источниковедения.
  • Осуществление контрастивного описания казахского языка в сопоставлении с родственными и неродственными языками Казахстана и изучение коммуникативно-прагматических, этнокультурных, фунционально-значимых и методически релевантных сходств и различий между ними. Теоретические исследования лингвистических основ построения разных стратегий и технологий обучения казахскому языку как родному, второму, иностранному и мн. др.
  • Анализ языкового планирования в Республике Казахстан и описание языков Казахстана в их функциональных вариантах. Разработка научных принципов осуществления языкового планирования и строительства в сфере образования как части общенациональной системы культурного развития в условиях этнического и языкового разнообразия. Качественный критический анализ двуязычия и его типов. Разработка параметров комплексной оценки функционального развития государственного казахского языка в свете феномена языкового ренессанса. Анализ направлений статусного и корпусного строительства (кодификации) государственного казахского языка, а также количественных и качественных характеристик языковой политики в Казахстане за десять лет как самой важной области внутренней политики. Определение эффективности языковой политики в отношении функционального развития государственного языка и выработка рекомендаций, направленных на укрепление позиций казахского языка как государственного языка РК.
  • Лексикографическое исследование языков. Построение разнообразных словарей, необходимых для реализации исследовательских и практических задач. Создание и совершенствование лингвистических терминологических словарей и справочников на казахском языке. Построение лингвистических словарей казахского языка по разным видам словарной информации, в частности, семантических, энциклопедических, логических свойств слова. Упорядочение, унификация и стандартизация научно-технической терминологии с точки зрения профессов кодификации и стандартизации казахского языка.
  • Теоретический анализ принципов адаптивного (применительно к условиям разных регионов) функционально-ориентированного (в соответствии с конкретными социально-оценочными установками, потребностями общества и социальных групп, сферами производственной и социальной деятельности и др.) обучения казахскому и русскому языкам. Создание учебников по казахскому и русскому языкам для казахской и русской школы. Создание учебников и учебных пособий по казахскому языку в соответствии с новыми технологиями и уровневым подходом к обучению. Разработаны научно-методические основы модульного обучения казахскому языку и на их основе созданы обучающие компьютерные программы и модули по казахскому языку для Интернет.

СЕКЦИЯ ИНОСТРАННОЙ ФИЛОЛОГИИ

Доцент кафедры иностранной филологии и общего языкознания к.п.н. Мустафина Г.К. исследует проблемы тестирования как эффективного средства контроля знаний будущих учителей английского языка.

Проблемы тестирования в последнее время занимают одно из ведущих мест в научных исследованиях по педагогике разных направлений.

Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая реализация педагогического тестирования в процессе обучения студентов специальности: учитель английского языка, для интенсификации образовательного процесса и повышения качества подготовки будущих учителей английского языка.

Ключевой и приоритетной задачей модернизации казахстанского образования является повышение качества образования. В связи с этим актуализируются вопросы эффективности обучения с использованием научно-обоснованных методов внешней и внутренней оценки компетенции обучающихся. Следовательно, новый импульс получает развитие оценочных методов в системе обучения. Внедрение и совершенствование контрольно-оценочных методов связано с расширением использования педагогического тестирования в стране, не только при поступлении в высшее учебное заведение, но и при сдаче единого национального тестирования (ЕНТ) выпускниками средних школ. При проведении государственной аттестации высших учебных заведений, промежуточного государственного контроля студентов 2 и 3 курсов также используется тестирование в качестве контрольно-оценочного средства для определения учебных достижений студентов по различным предметам и различным специальностям. Система педагогического тестирования является одной из основных составляющих национальной системы оценки качества образования. В настоящее время можно констатировать, что тестирование получило широкое признание в нашей стране и стало общепринятой формой как текущего, так и итогового контроля.

На сегодняшний день создаются условия для целенаправленного использования тестового контроля в образовательном процессе. Результаты тестирования позволяют обеспечить обратную связь в управлении образованием и создавать условия для личностного развития студентов. Тестирование имеет много положительных сторон и находится в прямом соответствии с духом основных педагогических и психологических идей настоящего времени и тенденций, наблюдаемых в интенсификации учебного процесса в целом. Именно тесты помогают объективно оценить знания студентов и сравнивать качество обучения в различных вузах. Но, к сожалению, не все традиционные тесты могут должным образом оценить результаты педагогического процесса.

Необходимо иметь средства выявления интересов и способностей студентов. Нужно уметь следить за продвижением студентов к цели, чтобы, если это понадобится, предпринять адекватные коррекционные действия. Именно тесты помогают студентам определить, чему именно они научились, и чем они отличаются от других студентов.

Таким образом, актуальность поставленной проблемы исследования обусловлены необходимостью развития и совершенствования педагогического тестирования и, в частности, при обучении иностранным языкам, в том числе для измерения уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов.

Стратегия вхождения РК в число 50-ти развитых стран мира должна учитывать, что в современном мире получает шанс стать процветающей страной такое государство, которое создает максимальный простор для развития творческих потенций человека, для выявления таланта и способностей людей и готовое поставить их на службу обществу. Наличие этих тенденций мирового образовательного пространства требует всемерного внимания к вопросам высокого качества высшего образования, обеспечивающего наилучшим образом подготовленных выпускников, способных завтра стать видными представителями какой-либо сферы общества – составить общественную, профессиональную, творческую элиту страны. Доцент кафедры иностранной филологии и общего языкознания к.п.н. Досыбаева Г.К. занимается разработкой научно-обоснованных рекомендаций по использованию в Казахстане позитивного опыта высшего образования США.

Старший преподаватель кафедры иностранной филологии и общего языкознания к.ф.н. Оразбекова И.Г. исследует вопросы в рамках нового направления – политической лингвистики.

Политика, её институты и процессы не существуют безотносительно к языку и языковым процессам в обществе. Политический институт не может существовать без коммуникации. Главная функция политической коммуникации – борьба за политическую власть.

Являясь ареной борьбы и орудием социополитической коммуникации, СМИ сформировали «особый» язык, специфика которого заключается в использовании самых современных технических возможностей и специальных языковых средств с целью информационного воздействия на общественное сознание.

Интерес лингвистов к языку СМИ вызван тем, что, отражая социально-политические процессы в обществе, именно язык политики, язык прессы динамично развивается, проходя сложные преобразования: семантические изменения, номинации новых реалий, новейшие заимствования, политическую метафоризацию и т. д. Английский язык претендует на роль глобального языка политики, так как во многих сферах языкового общения он уже фактически стал межнациональным. Все международные политические контакты преимущественно осуществляются на английском языке. Активизация контактов между Казахстаном и зарубежными странами предполагает адекватную оценку и понимание общественно-политических текстов.