Научные лаборатории

УЧЕБНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ "КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК: ПСИХО- И СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ"

Время открытия лаборатории: 2001 г.  

Учебно-экспериментальная лаборатория "Казахский язык: психолингвистические и социолингвистические исследования" создана при кафедре общего языкознания. Внештатным научным консультантом лаборатории является доктор психолингвистических наук проф. Грегори Томсон (университет Альберты, Канада) – известный специалист по психолингвистике, теории усвоения второго языка.

 

Деятельность лаборатории: 

v активно и плодотворно проводятся психолингвистические и социолингвистические исследования, v занятия со студентами, магистрантами и аспирантами с использованием современных компьютерных программ по синтезу и порождению речи, онтогенезу языка (изучение детской речи и детского двуязычия); v машинная обработка социолингвистических данных; v постоянно проводятся консультации и занятия по усвоению второго языка, статистической лингвистике, психолингвистике, социолингвистике и т.п. v проводится серия психолингвистических экспериментов, направленных на выявление зависимости усвоения казахского и русского языков от их типологических характеристик.

 


Результаты исследований лаборатории:

В ходе исследовательской работы Г. Томсон определил некоторые аспекты усвоения флективных категорий казахского и русского языков группами респондентов разных уровней их владения. Предполагается, что явно низкий уровень усвоения - это результат сложности в количестве и степени многочисленных видов и функций самой флективной системы. Г. Томсон отмечает, что, если степень отклонения от принципа 1:1 следует считать причиной низкого уровня усвоения флексий, то при изучении второго (казахского) языка, где флективные отношения как раз строятся по принципу 1:1, усвоение флективных категорий должно происходить лучше. Однако, падежная флексия казахского языка в действительности не так проста в усвоении, и один из предварительных выводов, полученных в ходе проводимых экспериментов, заключается в том, что последовательность усвоения падежных систем казахского и русского языков как вторых похожа, трудности усвоения казахского и русского языков одинаковы и обучающимся казахскому и русскому языкам как вторым усвоение падежных флексий дается нелегко. Эксперименты по изучению усвоения падежной системы казахского языка продолжаются и в них вовлекается все более широкий круг молодых ученых.

 

Лаборатория оснащена:

  • Ø компьютерной техникой, необходимой для проведения различного рода психолингвистических экспериментов, обработки социолингвистических данных, изучения звучащей речи;
  • Ø На занятиях по теории языка, теории усвоения языка, социолингвистике, психолингвистике и др. дисциплинам, а также в научно-исследовательской работе со студентами используются компьютерные программы для проведения экспериментальной работы:
    • · DMASTER (программа для проведения психолингвистических экспериментов);
    • · CLAN (программа для анализа детской речи билингвов);
    • · SPSS (программа для обработки данных массовых социолингвистических исследований);
    • · PRAAT (программа для проведения фонетических исследований);
    • · ePRIME (программа для проведения психолингвистических экспериментов);
    • · VARBRUL (программа для обработки социолингвистических данных);
    • · STATVIEW (программа для статистической обработки данных лингвистических экспериментов);
    • · SUPERANOVA (программа статистической обработки лингвистических данных);
    • · (компьютерные обучающие модули по казахскому языку);  
    • ·
    • · программа по изучению исчезающих языков);
    • · Национальный корпус русского языка
    • · British National Corpus (BNC) ;
    • · Электронные лексикографические источники: толковые словари, лингвистические словари и справочники, дву- и многоязычные словари, энциклопедии и мн. др..

 

  • классической и современной научной литературой по различным направлениям лингвистики на казахском, русском и английском языках, которая пополняется за счет Фонда «Тіл комитеті», посольства Российской Федерации, Фонда «Русский мир» и личных фондов преподавателей кафедры общего языкознания: проф. Грегори Томсона (Канада), проф. Э.Д. Сулейменовой, проф. Г.Б. Мадиевой, проф. Н.Ж. Шаймерденовой, проф. О.Б. Алтынбековой.

Библиотека лаборатории доступна студентам, преподавателям и всем желающим ознакомиться с необходимой научной литературой по теории языка, психолингвистике, социолингвистике, теории усвоения второго языка, а также с лексикографическими источниками, диссертационными работами и авторефератами.

Следует особо подчеркнуть роль лаборатории "Казахский язык: психолингвистические и социолингвистические исследования" в организации и проведении научной работы, координатором которой является проф. Э.Д. Сулейменова

Основная цель лаборатории - обучение студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей методам психолингвистических и социолингвистических исследований.

Внештатный консультант лаборатории профессор Г. Томсен с марта 2001 г. проводит научные консультации для аспирантов и магистрантов; в течение 2001-2002 уч.г. на русском и английском языках им были прочитаны циклы лекций по курсам "Психолингвистика", "Усвоение второго языка детьми и взрослыми"; в компьютерном классе, оснащенном программами DMASTER, CLAN, VARBRUL, STANVIEW, SUPERANOVA, подаренными Г. Томсеном, под его руководством проводились практические занятия с магистрантами и студентами; осуществлялось научное консультирование аспирантов, соискателей и стажеров кафедры (ими опубликованы совместные статьи в международных журналах, сделаны выступления на конференции в Чикагском университете, результаты психолингвистических исследований по усвоению падежной парадигмы казахского языка положены в основу кандидатской диссертации Б. Уатаевой); с активным участием студентов и магистрантов проводятся психолингвистические исследования по изучению казахского ментального лексикона; создается банк данных по психолингвистическому анкетированию и статистической обработке частотности терминологических подъязыков казахского языка.

Кафедра принимает активное участие в детятельности общеуниверситетского Научно-исследовательского центра «Тюркология» при Казахском национальном университете им. аль-Фараби, созданного в июне 2013 г. в рамках

сектора «Тюркская филология: лингвистика и типология тюркских языков» (координатор - проф. Мадиева Г.Б.)

Направления работы сектора

№№

Наименование направления

Ответственные

1

Изучение лингвистического наследия профессора А.С. Аманжолова

 

Мадиева Г.Б., Сапашев О.С., Утемгалиева Н., Салиева П., Байназаров Р.

2

Сопоставительный анализ тюркских языков с иносистемными языками

Мадиева Г.Б., Сапашев О.С.

3

Языковой мир тюркской культуры: язык и религия, язык и культура, язык и сознание

ответственные: Мадиева Г.Б., Сапашев О.С., Бектемирова С.Б.

4

Библиографический фонд по тюркологии и сопоставительному языкознанию

Мадиева Г.Б., Сапашев О.С., Байназаров Р.

5

Языки тюркских этносов Казахстана

Мадиева Г.Б., Сапашев О.С., Бектемирова С.Б., Касымова М.

6

Проблемы тюркской терминологии

Мадиева Г.Б., Сапашев О.С., Бектемирова С.Б.